Йоан Рилски Чудотворец Преподобный Иоанн Рыльский по праву считается величайшим святым болгарского народа.

sv. ivan rilski

 

Сегодня на 19 – православный праздник Йоан Рилски Чудотворец Преподобный Иоанн Рыльский по праву считается величайшим святым болгарского народа. Святой покровитель Болгарии является также основателем Рыльского монастыря – крупнейшей святыни нашей страны, многовекового очага болгарской духовности, просвещения и культуры во времена османского владычества. Исторические сведения о преп. Иоанне Рыльском Оснований для датирования жизни преп. Иоанна весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной литературе (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Византийский агиограф Георгий Скилица связывает жизнь святого с правлением византийских императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития Иоанна Рыльского болгарского происхождения – с правлением болгарского царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что Иоанн Рыльский скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой родился около 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рыльского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рыльского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти святого встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство – в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болгарской литературе 946-й как год кончины святого появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии русских печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения о преп. Иоанне Рыльском в Житиях весьма скудны. Он родился в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упоминается в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием. Пас овец и заботился о родителях, после смерти которых по неизвестной причине на него начались гонения со стороны односельчан (жители Скрино до сих пор в болгарском фольклоре именуются «святогонцами»). В 25 (или в 20) лет, решив принять монашество, Иоанн роздал имущество бедным и тайно ушел в один из близлежащих монастырей, где принял постриг. Вскоре он покинул обитель и поселился в хижине на высокой пустынной горе, где часто подвергался бесовским искушениям. Из-за нападений разбойников был вынужден уйти и после скитаний вдоль р. Струмы поселился в Рильских горах в дупле дерева в местности Голец, а затем в пещере на возвышенности Вертеп (Въртоп). Здесь его нашел юноша (согласно Житию, написанному патриархом Тырновским Евфимием, племянник святого) Лука, который хотел тоже стать отшельником. Когда юношу укусила змея, то по молитве святого она превратилась в камень, который впоследстии стал целебным. Согласно патриарху Евфимию, прожив здесь 12 лет, святой углубился в горы и 7 лет и 4 месяца жил на скале высотой 40 саженей (ок. 80 м). К этому периоду Георгий Скилица относит начало распространения славы о святом. Когда его нашли пастухи, он совершил несколько исцелений и стал известен болгарскому царю Петру. Анонимное болгарское житие сообщает, что царь и Иоанн Рыльский писали друг другу письма, патриарх Евфимий даже приводит содержание двух из них, однако существование этой переписки скорее агиографическая легенда, чем исторический факт. О роли Иоанна Рыльского в основании Рыльского монастыря источники сообщают по-разному. Согласно древнейшему Анонимному житию, святой подвизался в одиночестве и встречался только с людьми, которые просили у него исцеления. Георгий Скилица сообщает о последователях святого, которые устроили вокруг его пещеры кельи и монастырь, но подвижник 12 последних лет жизни провел в уединении. Под влиянием позднего и, по мнению многих исследователей, малодостоверного «Завета» в церковной литературе наиболее часто Иоанн Рыльский известен как основатель и игумен обители, который выбрал себе преемником игумена Григория и оставил ученикам духовное завещание. Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, преп. Иоанн Рыльский собрал учеников, дал им наставления, лег на землю и скончался. Анонимное житие уточняет, что известие о близости кончины святому сообщил св. Иоанн Креститель и что Иоанн Рыльский предал дух Господу после того как ему в рот влетела белая пчела. В Житии сообщается день смерти – 18 августа, и то, что святой был погребен в Рыльских горах в месте, на которое до момента его обнаружения посланными царем Петром людьми, приходили только звери. Согласно Георгию Скилице, святой был похоронен учениками через 40 дней, но все это время его тело оставалось нетленным, источало благоухание и даровало исцеления. «Завет Иоанна Рыльского» Это произведение некоторые исследователи (преимущественно болгарские) считали подлинным (Иванов. 1917. С. 129-142; Дуйчев. 1947. С. 84-85, 138-168; Он же. 2000. C. 35-60; Гошев. 1955. С. 433-502), другие были не согласны (Киселков. 1937. С. 105-104; Снегаров. 1940. С. 462-475; Nikolova B. 2004. С. 4-41; Она же. 2006; Добрев. 2007. С. 227-259). Текст «Завета» известен в ряде списков не ранее 2-й четв. ХIХ в. (подробно см.: Николова Б. 2006). Датирование списка «Завета» в составе конволюта, принадлежащего монастырю св. Пантелеимона на Афоне (Ath. Pantel. slav. 49. Fol. 1-8), рубежом ХVIII и ХIХ вв. (Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 96; ср.: Тахиаос А.-Е. Н. Отзвуци на Българското възраждане в славянските ръкописи на руския манастир «Св. Пантелеймон» в Света Гора // В памет П. Динеков: Традиция, приемственост, новаторство: Сб. / Ред.: К. Косев. София, 2001. С. 64-74) является неточным, т. к. по филиграням он относится к 40-м гг. XIX в. «Завет» имеет все признаки классического фальсификата Нового времени: он сохранился только в поздних копиях якобы со списка 1385 г., сделанного в Рильском монастыре с автографа святого, о котором нет других упоминаний; язык памятника и орфография списков не содержат каких-либо архаизмов не только Х в., но и конца ХIV в. и следуют поздним церковнославянским правописным нормам, характерным для памятников ХVIII-ХIХ вв. (русский церковнославянский со следами новоболгарского языка); явными анахронизмами являются указание писца «копии 1385 г.» на то, что оригинал был написан на «кожаной бумаге» («кожаной хартии»), и употребление наряду с датировкой «от Сотворения мира» даты от Р. Х. Текст «Завета» не содержит дополнительных сведений об Иоанне Рыльском, если сравнить его с Житиями и по содержанию является поучением о пользе монашеского общежительства; элементов ктиторского устава памятник не содержит. Детальный анализ текста (с особым упором на его терминологические несоответствия) и выводы о его подложности и поздней датировке были сделаны Б. Николовой и И. Добревым (Nikolova. 2004; Она же. 2006; Добрев. 2007. С. 227-259). Важной приметой для определения датировки текста является полное отсутствие известий о нем в документах В. И. Григоровича, посетившего Рыльский монастырь в начале лета 1845 г., интересовавшегося его историей и книжным собранием и состоявшего в переписке с иеромонахом Неофитом (впоследствии архимандритом и игуменом монастыря). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в 1-й половине 1845 г. «Завет» либо еще не был написан (см.: Турилов А. А., Флоря Б. Н. Христианская лит-ра у славян в сер. Х – сер. XI в. и межслав. культурные связи // Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы накануне 2-го тысячелетия. М., 2002. С. 414), либо его скрыли от русского исследователя во избежание разоблачения подделки (Николова. 2006. С. 162). Автором «Завета» с наибольшей степенью вероятности следует признать его 1-го издателя, игумена Рыльского монастыря Неофита, а текст рассматривать как памятник болгарской церковно-общественной мысли и аскетики эпохи национального возрождения. Мощи Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах были обретены мощи святого, но, вероятно, это произошло еще в Х в. Позднее они были перенесены в Средец. Согласно болгарской традиции (Анонимное житие), это произошло по инициативе либо царя Петра (Иванов. 1931. С. 345-346; Гюзелев. 1999. С. 19-20), либо брата болгарского царя Самуила Аарона (997-1014; Дуйчев. 1947. С. 195). Георгий Скилица относит перенесение мощей ко времени «Двуродного» правителя: по мнению историков, это прозвище может указывать на одного из трех византийских императоров: Романа IV Диогена (1068-1071), Михаила VII Дуку (1071-1078) или Романа II (959-963; см.: Тодоров. 2002. С. 174-175). В Средце мощи святого положили в «епископской церкви» (вероятно, в Св. Софии; см.: Николова Б. Православните църкви през Българското Средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 180), затем перенесли в деревянную церковь св. ап. Луки, а затем в специально построенную во имя святого каменную (две последние церкви не сохранились, определить их местоположение не удается; см.: Там же. С. 183). Здесь от мощей святого получили исцеление византийский император Мануил Комнин (1143-1180) и его приближенный, наместник в Средце, агиограф и гимнограф Георгий Скилица. В 1183 г., во время венгеро-византийской войны, в качестве военного трофея мощи святого были перенесены в соборный храм Эстергома (Венгрия), о чем кратко сообщают Жития в стишном Прологе и Драгановой Минее, а более подробно – Тырновский патриарх Евфимий. Согласно сообщению последнего, это произошло после завоевания (1183-1185) Средца венгерским королем Белой III. Пребывание мощей в венгерской столице было отмечено чудом с местным архиепископом, наказанным болезнью за неверие в их чудотворную силу. В 1187 г. мощи вернулись в Средец; историки объясняют это возвращение началом восстания Асеней и стремлением византийского императора Исаака II Ангела, зятя короля Белы III, привлечь болгар на свою сторону. Уже в 1195 г. болгарский царь Иоанн Асень I перенес их в Тырново (ныне Велико-Тырново) и положил в специально построенной церкви (возможно, в монастыре) на холме Трапезица (сохранился лишь фундамент, о церкви № 8а см.: Николова Б. Православните църкви през Българското Средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 105-106; Димова В. Църквите в България през XIII-XIV в. София, 2008. С. 238-241). К середине XV в., после османского завоевания Болгарии и падения Тырнова (1393), храм, в котором хранились мощи святого, пришел в запустение. Монахи Рыльского монастыря, пользовавшиеся покровительством вдовы турецкого султана Мурада II Марии (Мары) Бранкович, в 1469 г. направили посланцев, которые взяли мощи и через Северную и Западную Болгарию перенесли их в обитель. По ходу следования процессии мощам поклонялось множество народа, происходили чудеса и массовые исцеления. 30 июня, согласно свидетельству современника Владислава Грамматика, подробно описавшего путешествие в т. н. Рыльской повести, святыня была торжественно положена в обители. В память об этом событии 1 июля было установлено специальное празднование, которое носило местный характер. Неизвестна история десницы мощей святого. Согласно поздней и недостоверной русской легенде, она была принесена на Русь в X-XII вв. бежавшими от татар болгарскими монахами и положена в построенный во имя святого храм на берегах р. Сейм – впоследствии речка стала именоваться Рыло, возникший город – Рыльск, а на месте храма возник монастырь (Рыльский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь), святыня была сокрыта в холме рядом с городом. Частично с этой легендой соглашался Й. Иванов, но относил перенесение святыни ко времени правления царя Иоанна IV Васильевича или к еще более позднему периоду. Большинство исследователей считают, что легенда возникла в Рыльске не ранее XVIII в. под влиянием созвучия топонимических названий. По греческой версии, во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русские солдаты перенесли святыню на остров Сирос (совр. Греция), а затем некий иеромонах Гавриил подарил ее Феодосии (Кардици), игуменье монастыря Всех святых на острове Тинос (Греция), где она хранится в серебряном мощевике, выполненном в форме руки (Пантелеимон (Пулос). 1992. С. 501). Сохранились упоминания о том, что после 1393 г. по просьбе протопопа Иакова из Пловдива от мощей святого была взята частица, которая впоследствии хранилась в Филиппольской митрополии (об этом сказано в “Рыльской повести” Владислава Грамматика), а с 1937 г. – в Германском монастыре.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>